Швеция с 1984 г. настойчиво добивалась проведения на своей территории главного спортивного форума планеты. Долгожданные для скандинавов V летние Олимпийские игры состоялись в Стокгольме в 1912 году. Популяризация спорта и физической культуры в стране курировалась лично королем Густавом V, что в немалой степени предопределило успех проведения игр.
Хай-тек начала XX века
Организаторы начали с того, что впервые предложили четкую программу соревнований. Финальные состязания по всем видам спорта были разнесли во времени, чтобы дать возможность зрителям посетить все интересующие их события. Впервые в истории устроители игр построили крупный стадион специально к открытию соревнований. Названный Королевским, он стал средоточием зрелищно-спортивного хай-тека того времени. Электроизмерительная аппаратура, фотофиниш, информационное табло – вызывали восхищение публики не меньшее, чем сами соревнования.
Когда спорт не был большой политикой
В те времена, до пафосной гитлеровской олимпиады 1936 года, большой спорт еще не был большим бизнесом и большой политикой. Основную роль в его развитии играли, все-таки, идеи гуманизма и цивилизационного прогресса, получившие дополнительный импульс в среде европейских аристократов и интеллигенции после археологических открытий начала XX века. Результаты раскопок пролили свет на содержание и роль олимпийского культа тела и духа, противопоставления мира войне в античной Греции.
Не удивительно, что Густав V увлекался как археологией, так и спортом. Еще будучи кронпринцем, он стал первым президентом Шведской Центральной Ассоциации Развития Спорта. Во главе этой организации он способствовал проведению Северных игр (Nordic Games), легших позднее в основу Зимних олимпиад. Был известным теннисистом и основал первый теннисный клуб в Швеции. Ему удалось противостоять втягиванию Швеции в обе мировые войны XX века. Таким образом, страна имеет уникальное преимущество для экономического и социального развития: шведы уже более 200 лет ни с кем не воюют!
Союз спорта и искусств
Нововведением, к сожалению, не переросшим в устойчивую традицию, стал и конкурс искусств, инициированный президентом МОК бароном Пьером де Кубертеном. «Квадреналле», посвященное олимпийскому духу, проводилось в категориях архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и литературы. Мастерам искусств вручались медали, как и спортсменам. Анонимно заявленный в программу литературного конкурса, сам барон завоевал «золото» за ставшую знаменитой «Оду спорту». «О, спорт, ты – Мир!» – первая строка произведения стала сверхпопулярным лозунгом, известным за редким исключением каждому жителю нащей планеты.
Стокгольмская олимпиада оказалась первым мероприятием, в котором де Кубертен увидел реализацию своей идеи праздника не только спортивного, но, в целом – гуманистического, цивилизационного. Атмосфера торжества в скандинавской столице весной и летом 1912 года царствовала повсеместно, а не только в пределах спортивных арен. Сейчас трудно утверждать категорично, что именно роли Густава V мир того времени был обязан за материализацию прогрессивистских идей олимпийского движения. Но одно несомненно: шведского короля следует считать звеном, связующим спорт, искусства, прогресс и возможности государственной власти.
Скандинавский монарх был известен личным участием, искренним интересом и покровительством самому широкому кругу отраслей и явлений. Выглядит забавным, но Густав V отмечен как один из двух известных истории монархов, которые увлекались вышивкой. Возможно, если бы монаршим рукоделием была любительская вышивка крестом, схемы которых взяты из журналов для шведских домохозяек, мы сочли бы такое хобби не более, чем средством от скуки. Однако, работы короля, как минимум, небезынтересны. Эти довольно сложные технически, абстрактные паттерны напоминают и авангардную живопись, и фольклорные мотивы одновременно. Выполненные шерстяными нитями множества отенков, они реализуют сложные градиентные цветовые перетекания от одного элемента орнамента к другому. Вышивки Густава V хранятся в Королевской Оружейной Палате Стокгольма.
Курьезы и рекорды
Олимпийские игры 12-го года запомнились современникам множеством значимых спортивных рекордов, курьезов и, к сожалению, премьерами некоторых отрицательных тенденций. К примеру, никогда ранее не отмечалось откровенного протекционизма в отношении собственных спортсменов, как это случилось во время соревнований по стрельбе. Тогда во время дождя шведы соорудили для членов своей сборной навес, куда не пускали спортсменов из других стран…
Но в связи с ролью Густава V хочется вспомнить о конном турнире, где драматически закончилось выступление российского подпоручика Карла фон Румпеля. Спортсмен, долгое время лидировавший в личном зачете, на одном из последних препятствий упал с лошади и был сразу же затем придавлен ею. С переломом пяти ребер, на пределе физических возможностей наездник взобрался в седло и закончил дистанцию. Шведский монарх, пристально наблюдавший за происходящим, проникся уважением к волевым качествам фон Румпеля. По приказу Густава V была изготовлена специальная дополнительная золотая медаль, которую он вручил затем мужественному спортсмену. Случай не имел позже прецедентов в истории спорта.